Храм Успения пресвятой Богородицы в Матвеевском Русская Православная Церковь, Московская епархия, Западное викариатство, Михайловское благочиние

г. Москва, ул. Нежинская, влад. 4

Нам нужна Ваша помощь помочь строительству храма
Спросите батюшку напишите вопрос священнику

Рубрики

Образ Казанской Богородицы в Высоко-Петровском монастыре

Молодежный клуб нашего храма решил отметить день празднования Казанской иконы Божией Матери поездкой по монастырям и храмам Москвы. Думали посетить Высоко-Петровскую обитель, подворье Троице-Сергиевой Лавры, Богородице-Рождественский и Сретенский монастыри.  Состав участников кардинально поменялся прямо перед стартом: те, кто собирался ехать, по разным причинам не смогли, а те, у кого сначала не получалось, поехали. Первая точка нашей поездки, Высоко-Петровский монастырь, оказалась и единственной: от других мы отказались, так как незаметно для себя провели в нем целых три часа. А главное в монастыре оказались два местночтимых  образа Казанской Богородицы, о которых мы узнали только в самой обители.

По дороге в машине о. Иоанн кратко  рассказал о Православном Университете апостола Иоанна Богослова, который возник в стенах Высоко-Петровской Обители и до сих пор является одним из ведущих православных учебных заведений г. Москвы. Благодаря выходному дню в центре Москвы можно было бесплатно припарковаться  непосредственно на Петровке.

Зайдя в монастырь,  отец Иоанн рассказал нам об особенностях архитектуры монастыря, о самом древнем храме обители в честь Святителя Петра, который строил итальянский архитектор Алевиз Фрязин в 1514 году,  затем  показал колокольню и храмы – памятники в стиле Нарышкинского барокко. Истоки данного уникального московского архитектурного стиля во многом связаны с этим монастырем, рядом с которым находилась усадьба боярского рода Нарышкиных. Затем в храме преп. Сергия Радонежского, построенного одновременно и по образцу трапезного храма Троице-Сергиевой лавры, наша группа приложилась к иконам свт. Петра, Влахернской и Толгской иконам Божией Матери. На аналое, украшенном цветами, оказалась икона Казанской Богородицы, келейный образ преподобномученика Федора Богоявленского, насельника Высоко-Петровской обители,  портрет которого в 1932 году запечатлел художник Корин как эскиз к своей картине “Русь уходящая”. Позднее его же образ во время войны в 1942 году Павел Дмитриевич Корин использовал как прототип к написанию триптиха “Александр Невский”.

Перед входом в Толгскую часовню к нам обратилась местный краевед Елена Балашова с предложением уделить группе немного своего  времени и рассказать о храмах обители. В храме, посвященном образу Толгской Богоматери, экскурсовод обратила наше внимание на необычную манеру написания  росписей на сводах помещения, которые выполнены маленькими разноцветными мазками, образующими своеобразную цветовую мозаику, напоминающую технику французского импрессиониста Сислея.  Иконописец, таким образом, изобразил церкви, как собирательный  образ разрушенных в советские годы храмов, восстающих в веке грядущем как-то немного сказочно,  не по-земному. Далее нас проводили в надвратный Покровский храм, где внутреннее убранство – иконы, лампадки, иконостас, огромный крест с Голгофой – всё было выполнено в технике керамики художником Г. В. Куприяновым (+2008 г.).

Затем – выставка, посвященная тайной монашеской общине, располагавшейся на чердаке семиэтажного дома в Печатниковом переулке, и новомученикам связанных с Высоко-Петровским монастырем. Здесь мы увидели фотокопии портретов П.Д. Корина к “Руси уходящей”: архимандрита Никиты (Курочкина), преподобномученика Федора Богоявленского, схиигумена Митрофана и иеромонаха Гермогена, схиархимандрита Агафона-Игнатия (Лебедева). О каждом из них рассказ иллюстрировался фотографиями, фотокопиями их писем, среди экспонатов представлены сохранившиеся святыни: ряса схиархимандрита Игнатия, запяленные на ткани написанные тушью тексты Евангелия, для того чтобы можно было их пронести на своем теле в тюрьму. Осмотрев выставку, пропели в выставочном зале величание новомученикам. Их у монастыря,  прославленных  всей Церковью, девять человек.

Осмотрев выставку, зашли в Казанскую часовню, спели тропарь празднуемому сегодня образу. Затем сообща решили пойти в трапезную, попить чайку с местной выпечкой и немного отдохнуть от потока впечатлений. В заключение поездки, наконец, попали в храм святителя Петра, где пропели ему тропарь, кондак и величание, прочитали молитву и приложились к образу. Через полчаса группа Аминьевцев была уже около Матееевского храма. 

2019