Храм Успения пресвятой Богородицы в Матвеевском Русская Православная Церковь, Московская епархия, Западное викариатство, Михайловское благочиние

г. Москва, ул. Нежинская, влад. 4

Нам нужна Ваша помощь помочь строительству храма
Спросите батюшку напишите вопрос священнику

О Таинстве Покаяния

Таинство покаяния (или исповеди) установлено Господом Иисусом Христом, сказавшим своим Апостолам после искупительной для человечества смерти на Кресте и Воскресения: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся…»(Ин. 20,22-23). Прощение грехов в Таинстве покаяния даруется Самим Христом Спасителем через Церковь в лице священника, принимающего Вашу исповедь.

К Таинству Покаяния может приступить только крещеный человек, осознающий себя христианином и членом Православной Церкви. В исповеди через раскаяние и сокрушение сердца христианин обновляет (актуализирует) в себе благодать Святого Крещения – его просвещающую и спасающую силу, наставляющую на путь борьбы с грехом и делания добродетели.

Грех,не что иное, как духовная болезнь, которая умерщвляет человеческую душу для Бога и вечной жизни, разрушает человеческие взаимоотношения, причиняет вред физическому здоровью, сокращает временную жизнь. Подобно действию радиоактивной пыли, которая не видна глазам, но убивает живые организмы. В Таинстве покаяния нуждаются все люди, так как перед лицом правды Божией мы все грешники: «все под грехом, нет праведного ни одного….» (Рим. 9-10) – сказано в Священном Писании и, «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8). Разница только в том, что одни осознают свою греховность, а другие не хотят ее признавать.

Перед исповедью необходимо примириться с ближними, попросить прощения, не держать в душе ни на кого зла. Для того чтобы Таинство совершилось со стороны исповедника требуется осознание своих грехов, искреннее раскаяние в них и желание приложить усилия, чтобы не повторять совершенных грехов. Настоящее покаяние в жизни человека становится переоценкой ценностей, изменяет восприятия самого себя, своих жизненных проблем и отношений с людьми, а, главное, направляет человека на сознательное служение Богу.

Исповедь, как правило, имеет словесную форму, нужно выговорить свой грех: «словом разрешитеся благоволи» – молится священник перед исповедью о кающихся. На исповеди не надо упоминать о посторонних вещах, оправдывать себя, умалять тяжесть грехов, пытаться обвинить в своих грехах другого человека. Сознательно скрытые, не названные грехи, не могут быть отпущены, а сама такая исповедь не может примирить человека с Богом. Ранее исповеданные грехи, если они не повторялись снова, исповедовать не надо.

Покаяние не имеет ничего общего с самогрызением или отчаянием – так как при этом чувство вины не замыкает человека на себе самом и своих переживаниях, а совершается в присутствии и содействием Бога-Спасителя – ставшего по любви к нам искупителем человеческих грехов. Цель исповеди – отделить от себя грех, освободиться от его гнета и диктата, духовно выздороветь, поэтому искреннее покаяние по благодати Божией рождает в душе легкость и наполняет сердце радостью. «Вот знак прощения грехов», – говорит преподобный Силуан Афонский, – «если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Условно грехи можно разделить на три группы: против Бога, против ближних, против самих себя. Существуют различные исповедальные сборники, в которых  перечисляются грехи на основании: семи смертных грехов, восьми основных греховных страстей, на основании грехов истязуемых на мытарствах, Десяти Заповедей Божиих или Евангельских Заповедей Блаженств. Одним из лучших развернутых подготовительных пособий к Таинству  покаяния является книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», составленная на основе его живых проповедей при совершении  Таинства покаяния в 70-ые годы прошлого столетия в Псково-Печерском монастыре.

Для первой исповеди достаточно прочитать одно из таких пособий; грехи, в которых укоряет совесть, перечислить на листке бумаги и зачитать священнику на Таинстве исповеди перед Крестом и Евангелием. После этого Священник должен прочитать над Вами разрешительную молитву.

Для души человека исповедь также необходима, как мытье для тела. Регулярная исповедь не дает очерстветь душе в греховных привычках, является залогом здорового настроя души. Для того чтобы возник навык регулярной  исповеди, хорошо в конце каждого прожитого дня перед Богом покаянно осознать совершенное и даже записать наиболее серьезное, для будущей исповеди перед священником. Как говорит святитель Димитрий Ростовский: « сколько раз падаешь, столько раз восстань и спасешься».

В нашем храме исповедь бывает почти за каждым богослужением. С утра всегда, когда служится Божественная литургия – в обозначенное специально время или во время самого богослужения (смотрите расписание). Вечером, на всенощном бдении, священник выходит на исповедь после чтения шестопсалмия. Желающим причаститься – просьба не опаздывать к началу богослужения, так как индивидуальной исповеди предшествует чтение общих для всех пришедших на исповедь молитв чинопоследования, в которых священник молится об исповедующихся, чтобы Господь принял их покаяние.