Храм Успения пресвятой Богородицы в Матвеевском Русская Православная Церковь, Московская епархия, Западное викариатство, Михайловское благочиние

г. Москва, ул. Нежинская, влад. 4

Нам нужна Ваша помощь помочь строительству храма
Спросите батюшку напишите вопрос священнику

Таинство брака

В отличие от так называемого «гражданского брака», который является смертным грехом блуда, Церковь признает брак, заключенный государственными органами. Юридический брак – акт свободного волеизъявления мужчины и женщины, перед друг другом и обществом, через который они вступают в ответственные супружеские отношения и получают законную возможность сообща трудиться, рожать и воспитывать детей, совместно владеть и распоряжаться имуществом. Всем этим создается основа для органического единения двух половинок «в плоть едину» (Быт. 2, 24), что является реализацией изначального замысла Божьего о человеке, которому по слову Божиему «не хорошо быть одному» (Быт, 2, 18). Силой такого природного брака является взаимная верность душевная расположенность, симпатия, способность дружить и дорожить друг другом, совместно принимать решения, уметь сопереживать и сообща действовать через всю свою жизнь. Далеко не всегда, особенно в современных социокультурных условиях и обстоятельствах, такой союз может стать крепким и надежным, оправдать изначальные ожидания, стать совместной жизненной победой, а не поражением.

Когда браком соединены судьбы верующих православных людей или, когда лица православного исповедания вступают в брак, одной гражданской регистрации становится для них недостаточно – их брак должен получить высшее измерение, должен иметь в основании благодатные божественные силы, стать «браком в Господе» (1 Кор. 7, 39; 11, 11).

Согласно Священному Писанию христианская семья называется домашней церковью (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15), то есть особым единением или союзом, в котором помимо двух любящих друг друга людей, третьим является сам Господь: «Мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор.11,3). Семейная жизнь, в основе которой лежит послушание Христу – заключена возможность преображения природного чувства влечения друг к другу в тайну любви совершенной.

Таинство, через которое преподается Господом церковная благодать брака – называется Венчанием.

Венчанию предшествует чин обручения, во время которого, на руки жениха и невесты священник надевает кольца, как знак взаимной верности и общей власти над всем тем, что они имеют (т. е. полного доверия друг другу). Священник за обручением молится, чтобы Господь «утвердил еже у них глаголанное слово святым соединением», т.е. дал возможность реализоваться желанию и словесному волеизъявлению жениха и невесты стать мужем и женой.

Вслед за обручением в современной практике сразу совершается Таинство венчания. Это Таинство по своей структуре, во многом напоминает основную христианскую службу – Литургию, а в древности непосредственно являлось частью литургического священнодействия. Обладая особой торжественностью и символизмом, венчание показывает брак как славу и полноту человеческой природы.

Среди благословений и молитв, которые возносит священник о вступающих в брак, испрашивается: гармония душевных и плотских отношений, способность к чадородию, долголетие как самих брачующихся, так и их детей, земное материальное благополучие – «исполни домы их пшеницы, вина и елея, и всего благостыни» – для того чтобы было чем удовлетворить свои нужды и поделиться с окружающими. Вместе с тем, таинство венчания указывает на значение брака для жизни вечной.

При условии взаимной верности, служении друг другу в Господе, борьбе каждого со своими собственными греховными привычками и недостатками, семейный союз становится залогом единения двух людей в духе, душе и теле не только для временной жизни в решении ее целей и задач (прежде всего, в рождении и воспитании детей), но и обращен в вечность, в Небесное Царство. Поэтому предвосхищая и приоткрывая будущую красоту и славу человека, реализовавшего благодать брака в своей земной жизни, Церковь одевает на головы жениха и невесты венцы, а священник благословляет брачующихся словами «Славою и честию венчай их». Эти слова – кульминация Таинства.

После них читается послание апостола Павла к Ефесянам, в котором супружеский союз муж и жены, становится образом (иконой) взаимоотношения Христа и Его Церкви, в котором жертвенная и самоотверженная любовь Христа, рождает благоговейное ответное доверие и послушание Церкви.

Также во время венчания читается Евангелие, в котором рассказывается, как Господь Иисус Христос присутствовал на браке в Кане Галилейской и совершил на нем первое чудо своего служения людям. Во время свадьбы, когда в силу своей бедности у жениха и невесты не достало вина, чтобы поделиться радостью брака со всеми на нем присутствующими, Христос восполнил существующий недостаток, претворив в амфорах воду в вино. Этим чудом Церковь указывает вступающим в брак на возможность, почувствовав недостаток естественных, природных сил для взаимного единения и служения друг другу, почерпнуть у Христа недостающее.

Еще одним символическим актом венчания становится испитие благословенного священником вина из одного корца, что указывает на готовность разделить на двоих до конца все грядущие жизненные события и испытания: и радостные, и скорбные. Несомненно, и то, что в силу человеческого несовершенства и немощи, для того, чтоб брак удался, необходимо сообща бороться с недостатками каждого, покаянно воспринимая их не как огрехи другого, но как свои собственные.

Под конец венчания священник с крестом в руке трижды по кругу обводит венчающихся вокруг аналоя с Евангелием, еще раз символизируя важность значения происходящего Таинства не только для того чтобы преодолеть трудности земного жизненного пути, но и вместе вступить в вечность.

Исходя из всего вышесказанного, для совершения Таинства Венчания в нашем храме необходимо:

1. Предварительная беседа с нашим священником для понимания значения Таинства в жизни человека христианина.

2. Гражданская регистрация брака.

3. Для людей уже бывших в церковном браке и разведенных гражданским судебным порядком для вступления в новый церковный супружеский союз требуется церковное признание прошлого брака утратившим свою законную силу и разрешение на вступление в новый брак, которое может дать только правящий Архиерея епархии на основании письменного запроса священника, раннее совершившего в вашей жизни Таинство венчания.

4.Второй или третий брак совершается Церковью по особому чину, в котором преобладают покаянные мотивы, а сам таковой союз воспринимается не как слава человека, а как снисхождение к немощи человеческой (больше трех браков Церковь не допускает вступить христианину ни при каких обстоятельствах).

5.Также существует особый чин брака для супругов уже долгое время живших в браке гражданском (юридическом) и желающих получить благословение Церкви на свой супружеский союз.

6. В любом случае, чтобы брак был заключен в Господе и стал «союзом любви наразрушимой» – жениху и невесте необходимо накануне или в самый день венчания совершить Таинство исповеди и причаститься Святых Христовых Таин.

7. Важным, но не безусловным, является также благословение родителей. Как сказано в чинопоследовании венчания – «благословение родителей утверждает основание домов».

8. Если в древности, как правило, брак был радостью и праздником для всей местной христианской общины, то в наше время на браке необходимо присутствие и молитва о вступающих в брак, хотя бы самых близких родных и знакомых.

9. Для совершения Таинства необходимы кольца, венчальные иконы Спасителя и Божией Матери (иконография Богородицы может быть разной), две венчальные свечи и два рушника, на котором во время священнодействия будут стоять жених и невеста.

10. Браки не совершаются накануне среды и пятницы (во вторник и четверг), а также накануне воскресенья (в субботу), во время постов, а также накануне двунадесятых праздников и постов. Дело в том, что Церковь для христиан предписывает в эти дни и периоды воздержание от плотского супружеского общения ради аскетического подвига и духовного делания, которое с регулярностью предпринимается христианами в определенное время своей жизни. Об этом, обращаясь к супругам, говорит и апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтоб не искушал Вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5).